+7 (812) 385-58-60

Юридическое и финансовое сопровождение в аукционах, конкурсах и на электронных площадках

Изменения в законодательстве

Закон  о Государственных закупках является одним из самых динамично развивающихся нормативных актов. Причинами для этого служат следующие факторы:

  • Повышение интереса к участию в торгах со стороны коммерческих организаций
  • Расширение количества потенциальных поставщиков товаров и услуг
  • Стимулирование реального сектора экономики
  • Борьба с коррупцией
  • Простота и прозрачность взаимодействия с Государством

Исходя из этих факторов  был принят Федеральный закон № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд».  Его целью был процесс  эффективного использования бюджетных средств и создание добросовестной конкуренции. В дальнейшем были внесены изменения, которые перевели все закупки в формат электронных аукционов. Это позволило еще большему количеству  компаний участвовать в гос.закупках  независимо от региона. Однако, в процессе проведения закупок по 94-ФЗ был выявлен ряд недостатков действующего законодательства, а именно:

  • Отсутствие долгосрочного планирования;
  • Отсутствие обоснованности цены контракта;
  • Отсутствие оценки качества поставляемых товаров, услуг, выполнения работ;
  • Ограниченность способов проведения закупки;
  •  Отсутствие общественного контроля;
  • Отсутствие анализа и контроля исполненных контрактов.

В результате правительством было принято решение о разработке нового закона о  госзакупках, названного впоследствии «Федеральная контрактная система», которая призвана устранить  недостатки 94-ФЗ и вывести систему государственных закупок на новый уровень.

Новое! 12.03.2013 Минэкономики свело финальный вариант текста, законопроект прошел 2 чтения в Госдуме и 28.03.2013 Совет Федерации одобрил закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Планируется, что законопроект вступит в силу с начала 2014 года... Посмотреть текст закона

Так что же изменится  в случае принятия ФКС?

1)      Вводится обязательное планирование  госзакупок  государственными и муниципальными учреждениями, которое будет привязано к прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации или субъекта РФ . Это означает, что любой поставщик будет иметь возможность видеть план закупок на ближайшие 3 года и сможет  правильно подготовить  собственные производственные мощности и финансовые возможности.

2)      Вводится обязательное обоснование цены контракта. Это означает, что чиновникам придется объяснять, почему   они  выбрали данный конкретный круг поставщиков и почему на данную закупку выделяется именно столько денег. Также для этого вводятся инструкции и стандарты по разработке начальной цены. Данная процедура называется Нормирование госзакупок.

3)      Вводятся 8 форм проведения закупок: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закрытые способы определения поставщиков, закупки у единственного источника.  Основным способом закупки становятся конкурсы,  при этом, согласно ст. 30 законопроекта, для товаров, работ и услуг, закупаемых по конкурсу, могут устанавливаться дополнительные квалификационные требования к участникам, включая наличие финансовых ресурсов для исполнения контракта, необходимого оборудования, трудовых ресурсов, соответствующего опыта и деловой репутации. Вместе с тем, госзаказчик в документации на закупку помимо цены товара должен устанавливать  требования по расходам на эксплуатацию и ремонт товаров, а также требования по качеству, экологичности и другим функциональным характеристикам предмета поставки.

4)      Федеральная Контрактная Система предоставляет дополнительные возможности для усиления общественного контроля. Общественность получит возможность обжаловать действия заказчика.

5)       Усилятся антидемпинговые меры. При снижении цены более чем на 25 процентов потребуются соответствующие обоснования и расчеты, а в случае строительства - обязательное заключение саморегулируемой организации. Одновременно устанавливается повышенная ставка обеспечения по контракту - 30% от стоимости контракта. Нижнюю планку обеспечения предлагается установить на уровне 5% (по действующему закону 0). При этом вариантов обеспечения всего 2 : денежные средства и банковская гарантия. В случае внесения обеспечения исполнения контракта путем предоставления безотзывной банковской гарантии,  данная гарантия должна быть внесена в реестр банковских гарантий,  который будет создан  на электронных торговых площадках и на официальном сайте по размещению госзаказа.

Исходя из всего вышеперечисленного, нас ждет ряд изменений, призванных  усовершенствовать систему госзакупок , а также повысить привлекательность работы с государством. Однако, для того, чтобы чувствовать себя уверенно после внесения изменений необходимо постоянно получать грамотную юридическую поддержку и заранее осуществить финансовое планирование